.
Тарбагатай. Этот хребет по растительному покрову от-носится Н.В.Павловым (1948) к алтаидам и является миграционным путем для проникновения многих алтайских элементов на смежный хребет Джунгарского Алатау, относящийся к Тянь-Шаню. Растительность его издавна привлекала внимание исследователей (Струве и Потанин, 1869; Сапожников и Шишкин, 1914 и др.). Е. Ф. Степанова (1959), неоднократно .-посетившая эту горную страну, на основании проведенных исследований пришла к выводу, что более правильным будет отнести Тарбагатай целиком к степной зоне, а не к пустынной, как это делает Б. А. Быков (1957), или к Евразиатской степной, по Н. И. Рубцову (1952), или по геоботаническому районированию (1947) его следует делить на две части: относя ложный склон к Азиатской пустынной области, а северный — к Евразиатской степной.
Нижний пояс Тарбагатая, как описывает Е. Ф. Степанова (1959), занимает подгорную равнину и предгорья и покрыт пустынно-степной и степной растительностью. Пустынный пояс здесь отсутствует, но небольшие участки пустынной растительности встречаются в степном поясе, особенно на северном склоне хребта, но их положение интразонально. В Тарба-гатае отсутствует пояс леса. Он заменился кустарниковым поясом, сближающимся по слагающим его растениям с кустарниковыми степями Монголии. Субальпийский и альпийский пояса вполне выражены.
Микофлору Тарбагатая изучает М. П. Васягина (1961). Во время экспедиций, проведенных ею в 1953, 1956 и 1958 гг., -собран довольно обширный материал, обработка которого завершается. По неполным данным, здесь учтено 246 видов грибов, относящихся к 59 родам и 15 семействам, среди которых преобладают: несовершенные—105, ржавчинные —90, сумчатые—30 видов и 60 форм, головневые—21 вид. Остальные группы грибов представлены небольшим количеством видов. Эти грибы обитают на 265 видах питающих растений, распределяющихся между 170 родами и 40 семействами. Наибольшее количество видов и форм грибов (70%) учтено в степном, лу-гово-степном и кустарниковом поясах северного и южного склонов, 20°/о видов — в субальпийском и альпийском поясах и только около 10% видов — в предгорной равнине.
Своеобразие микофлоры Тарбагатая проявляется в том, что наряду с обычными и широко распространенными видами обнаружены редко встречающиеся и новые виды. Из последних описаны: Podosphaera Schwarzmaniana М. Vasjagina, паразитирующая на Bupleurum aureum Fisch., Sphaerotheca та-cularis Magnus f. chamaerodosi M. Vasjagina на Chamaerodos erecta (L.) Bge., Erysiphe umbelliferarum De Bary f. cachrydis M. Vasjagina на Cachrys pubescens (Pall.) Schischk., Leveillu-la taurica Arnaud f. crepidis M. Vasjagina на Crepis tenuifolia Willd. (Васягина, 1961). Диагнозы следующих новых видов подготовлены ею к опубликованию: Pseudopeziza sanguisorbae М. Vasjagina, Puccinia cobresiae M. Vasjagina, P. chondrillae M. Vasjagina, Phyllosticta aconiti M. Vasjagina, Ph. peucedani M. Vasjagina, Ascochyta glycyrrhizae M. Vasjagina.
По сборам в Тарбагатае впервые для СССР отмечен гриб Cylindrosporium brevispina Dearness на Crataegus songorica С. Koch., упомянутый в работе Н. И. Васильевского и Б. П. Ка-ракулина (1950) только для Сев. Америки на Crataegus Doug-lasii Lindl., обитающей по берегам горных рек и успешно культивируемой в садах и парках Европейской части СССР, где его желательно поискать.
В гербарии цветковых, собранном в Тарбагатае Е. Ф. Степановой в 1949 г., был обнаружен головневый гриб Thecaphoга trigonellae Schwarzman (1960), описанный по материалам из Турайгыра (Заилийский Алатау). Это второе местонахождение гриба не только в СССР, но и в мире.
Впервые для Казахстана отмечены: Ustilago роагит Мс Alp., Uromyces minor Schroet., Uromyces acantholimonis Syd., Chaetomelasmia caragana (Thumen) Danilova и др.
Нахождение в Тарбагатае (горы Ргайлы) на высоте 900 м над ур. м. Polyporus rhizophilus (Pat.) Sacc. у основания стеб-леи Elymus angustus Trin., на наш взгляд, подтверждает правильность мнения Е. Ф. Степановой (1959), которая на основании растительности хребта целиком отнесла его к степной зоне.
При сравнении отдельных групп грибов (например, мучнисто-росяных; Васягина, 1961) Тарбагатая, Алтая и Заилий-ского Алатау оказалось, что общими для этих трех горных систем являются 29,3% видов и 15,0% форм; соответственно для Тарбагатая и Алтая— 40% видов и 25%' форм; Тарбага-тая и Заилийского Алатау — 81 % видов и 66% форм.
Если стоять на точке зрения Н. В. Павлова, что Тарбагатай должен быть отнесен к алтаидам, то нужно было бы ожидать и большую связь микофлоры Тарбагатая и Алтая, однако на примере мучнисто-росяных грибов получилось иное. Видов, общих с Заилийским Алатау, гораздо больше, чем с Алтаем. В этом отношении не лишне вспомнить И. М. Крашенинникова (1924), который относит Тарбагатай не к алтайскому, а к тяньшанскому центру. Когда будет завершена обработка всего собранного материала и сделан полный анализ микофлоры Тарбагатая, мы еще вернемся к этому вопросу.
С. Р. Шварцман,
МАтериалы к истории микофлоры Казахстана,
(Дополнение к II тому «Флоры споровых растений Казахстана. Головневые грибы». С. Р. Шварцман, 1960)
Издательство Академии Наук Казахской ССР Алма-Ата 1962