Микофлора горных областей Казахстана. Алтай
Растительность горных систем Казахстана весьма разнообразна. Закономерность ее сложения в горах совершенно иная, чем на равнине. По предложению В. J1. Комарова, она носит название вертикально-поясной. В микологическом отношении не все горные системы Казахстана изучены в равной степени, однако материал, которым мы располагаем, свидетельствует о следующем. Перейдем к знакомству с отдельными горными областями.
Алтайская горная страна простирается от р. Иртыша да Монголии. В пределах Казахстана расположен лишь Южный или Большой Алтай, с высшей точкой до 3790 м над ур. м. Флора Алтая насчитывает до 1800 видов, из которых 11% составляют эндемики. В составе ее имеются нагорные и лесные виды, с участием степных элементов. Эндемизм алтайской флоры молодой, прогрессивный и представлен новообразованиями в полиморфных родах из семейств крестоцветных, мотыльковых, сложноцветных и др. Флора Алтая носит аркто-альпийский характер, т. е. она обладает большими связями и родством с арктической флорой. Здесь хорошо выражена вертикальная поясность растительности.
На Алтае нижний пояс представлен елово-пихтовым или сосновым лесом, сменяющимся выше лиственничным, а затем кедровым. За лесным поясом следует кустарниковый, а за ним — альпийский, представленный низкотравными лугами,, моховой тундрой и влажными болотными понижениями (Ле-дебур, 1829—1833; Бунге, Мейер, 1842—1853; Карелин и Кирилов, 1841; Крылов, 1901 — 1914; Келлер, 1914; Павлов, 1948 и др.).
Микофлору Алтая изучали многие микологи (Мурашкин-ский, 1925—1929; Лебедева, 1930, 1949; Лавров, 1925—1951; Зингер, 1928; Зилинг, 1929 и др.). Некоторые маршруты их исследований проходили и на территории Казахстанского Алтая, где были проведены специальные сборы С. Р. Шварцман (1952, 1954), В. М. Румянцевой (1947—1949), А. М. Соловьевым (1961), М. Тартеновой (1957, 1959, 1960), И. Н. Головен-ко (1959), Н. М. Леоновой (1958—1960).
Н. Н. Лавров (1951) отмечает, что разнообразные местообитания создают большие возможности для развития богатой флоры грибов на Алтае, характеризующейся следующими особенностями: большим количеством двудомных ржавчинников, разнообразным составом сумчатых и несовершенных, относительно малым количеством шляпочных пластинчатых и губчатых, наличием некоторых эндемических видов. Здесь встречаются грибы не только обычные для Западно-Сибирской низменности, но найдены туркестанские и арктические, горноевропейские, кавказские, камчатские и даже гималайские.
К. Е. Мурашкинскии и М. К. Зилинг (1928) обратили внимание на массовое развитие головневых грибов в высокогор ном поясе (2200—2800 м над ур. м.), преобладание здесь Lep-to- и Micro форм над Aut-Eu формами — закономерность, подмеченная В. Л. Комаровым (1895) для ржавчинных грибов Горного Зеравшана, малое распространение фикомицетов и полное отсутствие мучнисто-росяных грибов. Что же касается флоры гименомицетов, то она не несет каких-либо значительных отличий от флоры остальной части Евразиатской голарктики. Некоторые дискомицеты и пиреномицеты были также найдены на высоте до 2400 м над ур. м.
По имеющимся у нас материалам, на древесных породах, произрастающих на Алтае, встречаются не только северные виды гименомицетов, но и некоторые южные. Так, Ganoderma lucidum (Leyss. ex Fr.) Karst. была найдена на пихте сибирской и лиственнице сибирской. Обычно этот гриб растет на пнях различных лиственных пород в южных районах СССР. Как известно, у внетропичееких видов Ganoderma споры в зрелом состоянии яйцевидные или овальные, с одного конца как бы усеченные, тупоконечные. Среди наших сборов имеется образец, у которого споры не усеченные, а заостренные на одном конце. Подобное строение спор характерно для некоторых тропических видов Ganoderma. Возможно, что мы здесь встретились с подобным видом, и дополнительные сборы позволят уточнить его видовую приьГадлежность.
Из интересных флористических находок, которые в известной мере пополнили наши знания о микофлоре Казахстанского Алтая, назовем грибы, собранные Г. Петько в 1961 г.: Сог-dyceps ophioglossoides Link, Spathularia flavida Pers., 5. rufa Rabh., Calocera viscosa Fr., Hymenochaete rufa Jacz., Thelepho-ra caryophylla Pers., Th. palmata Fr., Inonotus obliquus (Pers.) Pil., Merulius papyrinus Quelet, M. tremellosus Schrad.; виды Craterellus, Clavariaceae, Hydnaceae, Boletales, Agarica-les, Gasteromycetes и других систематических групп весьма разнообразны. Обнаружение Battarrea phalloides Pers. на берегу р.. Бухтармы среди пойменного разнотравья на высоте более 2000 м над ур. м. заслуживает внимания.
Среди сборов прошлых лет также имеются редко встречающиеся виды: Scutiger confluens (Alb. et Schw. ex Fr.) Bond, et Sing., Bondarzewia montana (Quel.) Sing., Coltricia cinna-momea (Jacq. ex Pers.) Mur. и многие другие.
Касаясь вопроса истории возникновения горно-таежных трутовиков Сибири, а следовательно, и Алтая, К. Е. Мураш-кинский (1939) высказывает мысль о том, что формирование-этой флоры должно быть связано в отношении места и времени с возникновением восточно-сибирской тайги. Расселение современных трутовиков неразрывно связано с историей поражаемых ими древесных пород. Некоторые хвойные известны уже с нижнего мела. Современные хвойные получили флору трутовиков от древних хвойных: араукариевых, таксодиевых, тиссовых, виды которых в юрском и меловом периодах занимали большие площади. Тот факт, что уцелевшие к настоящему времени древние хвойные (Западная Америка, Япония) имеют бедную флору трутовиков, свидетельствует о том, что изменившиеся экологические условия способствовали вымиранию ранее очень богатой флоры грибов, а оставшиеся в жифых — видоизмененными влились в состав флоры трутовиков тропических лесов, и современные хвойные унаследовали от них небольшое количество видов.
На Алтае продолжают обнаруживаться и новые виды грибов.
Специальные исследования были посвящены Laestadia vbietella-sibirica Schwarzman et Tartenova (Mycosphaerellaceae) и ее пикнидиальной стадии Phoma abietella-sibirica Schwarzman (Шварцман, 1952, 1954; Тартенова, 1957, 1959, I960). Установлена паразитная природа пикнидиальной стадии, обусловливающей массовое покраснение хвои пихтовых древостоев, а сумчатая развивается в сапрофитных условиях, на отмершей хвое. Изучены биологические особенности гриба как в естественных, так и искусственных условиях, воздействие его на питающее растение и история развития.
С. Р. Шварцман,
МАтериалы к истории микофлоры Казахстана,
(Дополнение к II тому «Флоры споровых растений Казахстана. Головневые грибы». С. Р. Шварцман, 1960)
Издательство Академии Наук Казахской ССР Алма-Ата 1962