Эколого-географический очерк микофлоры Казахстана
Территория Казахстана расположена в глубине Евразиатского материка. Она занимает площадь в 2,7 млн. км². Устройство поверхности весьма сложно и разнообразно. Наряду с высокими снежными горами Алтая и Тянь-Шаня, достигающими свыше 5 км в высоту, на больших пространствах имеется мелкосопочный рельеф, степные и пустынные равнины. В пределы Казахстана заходит Западно-Сибирская, Прикаспийская, Туранская низменности и др. (Григорьев, Авсюк, Макеев, 1950; Назаревский, Рыбин, 1952).
Геологическая история в различных районах Казахстана изучена неодинаково. Здесь известны допалеозойские, палеозойские (кембрийские, силурийские, девонские, карбонские, пермские), мезозойские (триасовые, юрские, меловые), кайнозойские (третичные и четвертичные) отложения (Шлыгин, 1952).
Климатические особенности Казахстана, по данным различных авторов (Григорьев, 1944; Чубуков, 1950; Утешев, 1952, 1959 и др.), довольна сложны и по системе Л. С. Берга могут быть представлены следующими четырьмя микроклиматическими зонами: климат умеренных лесов на крайнем севере; климат степей для большей части северной половины территории республики; климат внетропических пустынь, расположенных южнее, для пустынных ландшафтов, и климат горных областей для Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Алатау, Заилийского Алатау, Чу-Илийских гор, Каратау и др. Главной чертой климата Казахстана является его резкая кон-тинентальность и крайняя засушливость.
Почвенный покров Казахстана резко меняется в направлении с севера на юг, а в горах — с нижних к верхним поясам, что проявляется в чередовании почвенных зон и подзон, обусловленным зональным, а также вертикально поясным изменением климата и растительности.
Площади основных типов почв, по данным М. А. Глазов-ской (1952), представлены в следующем виде: черноземные почвы ковыльно-разнотравных степей (составляют 7,1 %); темнокаштановые почвы сухих степей (13,85%); светло-каштановые почвы пустынных степей (12,50%); бурые почвы по-лынно-солянковых пустынь (32,1%); сероземы типичные эфемеровых пустынь (3,75%); солонцы, солончаки и сильно солонцеватые почвы (6,73%); пески бугристые, грядовые, барханные (9,01%); пески боровые (0,42%) и почвы горных областей (8,52%).
Флора и растительность Казахстана, как ископаемая, так и современная, издавна привлекали внимание многих исследователей.
Результаты изучения палеозойской, мезозойской и кайнозойской флор суммированы В. С. Корниловой (1959). Они .свидетельствуют о том, что в настоящее время в Казахстане не только известны местонахождения упомянутых флор в отдельных пунктах, но и установлены их региональные особенности в целом. Это дало возможность проследить основные этапы развития каждой флоры и геологическую обстановку, способствующую расселению цветковых и споровых растений.
Современный сложный рельеф, разнообразные климатические и почвенные условия Казахстана обусловили развитие на его территории своеобразного растительного покрова, в сложении которого приняли участие многие типы растительности (леса, луга, степи, пустыни).
Общую численность флоры высших растений Казахстана из-за отсутствия полной и законченной сводки Н. В. Павлов (1947) исчисляет в количестве около 5000 видов. Что же касается ее происхождения, то до последнего времени, как отмечает Н. В. Павлов (1959), она считалась производной окружающих Казахстан самобытных областей: Европейской части СССР, Южной Сибири и главным образом Средней Азии, и на наличие в ней эндемичных элементов не обращалось должного внимания. В настоящее время вследствие обработки и выхода в свет многотомного труда «Флора СССР» и первых томов «Флоры Казахстана» эндемики и реликты Казахстана стали привлекать к себе внимание исследователей. Средний процент эндемизма, по данным Н. В. Павлова (1959), составляет 17—18%, причем наибольшее количество эндемиков падает на обширные полиморфные роды (Роа, Agropyron, Allium, Astragalus, Oxytropis, Lappula, Artemisia, Parrya), что свидетельствует о молодом прогрессивном неоэндемизме.
Так как грибы и особенно паразитные организмы связаны в своем распространении и развитии с питающими растениями и в ряде случаев превосходят их по числу на территории той или иной страны, то можно предположить, что общее число видов грибов в Казахстане окажется значительно большим, чем количество высших растений. Доказательством этого могут быть имеющиеся у нас материалы, касающиеся распределения грибов, зарегистрированных в Казахстане на некоторых жизненных формах растений: деревьях (хвойных и лиственных), кустарниках (горных и пустынных) и травянистых растениях различных местообитаний.
На одном питающем растении могут обитать многие виды грибов.
Так, например, на пихте сибирской —Abies sibirica Ledeb. — найдено около 150 видов грибов (Шварцман, 1954); на ели тянышаньской — Picea Schrenkiana Fisch. et Mey. — Б. И. Кравцев (1948) зарегистрировал 41 вид, а всего учтено в настоящее время 96 видов, из которых 19 приходится на миксомицеты (Головенко, 1957); на сосне обыкновенной — Pinus silvestris • L. —выявлено 25 видов (Шварцман, 1946, 1950, 1951, 1955); на разных видах ив — Salix — 35, а на тополях — Populus — 38 видов грибов (Кравцев, 1950); на грецком орехе — Juglans fallax Dode —29 видов грибов (Шварцман, 1956); на видах берез— Betula — обнаружено около 100 видов грибов (Шварцман, Леонова, Антипова, 1955), на видах вяза — Ulmus — 26 видов, на дикой яблоне — Malus Sieversii (Ledeb.) Roem.-~ 25 видов грибов (Кравцев, 1948) и т. д.
Наряду с грибами — сапрофитами, паразитами и микори-зообразователями, приуроченными к определенным питающим растениям, известны виды, характеризующие то или иное растительное сообщество в целом. Вопрос о связи грибов с различными растительными сообществами разработан чрезвычайно слабо. Здесь следует упомянуть работы Ж. Массар (Massart, 1910), М. Ф. Короткого (1912), Ю. Цинзерлинга (1922), А. А. Ячевского (1922, 1933) и некоторых других, в которых авторы обращают внимание на важность изучения этого вопроса, так как в силу своей многочисленности и разнообразия грибы имеют большое значение не только в мезофит -ных, но и в ксерофитных, а также в галофитных условиях. Остановимся на особенностях микофлоры ландшафтно-географических зон Казахстана.
С. Р. Шварцман,
МАтериалы к истории микофлоры Казахстана,
(Дополнение к II тому «Флоры споровых растений Казахстана. Головневые грибы». С. Р. Шварцман, 1960)
Издательство Академии Наук Казахской ССР Алма-Ата 1962