Южная пчеловодная зона (Джамбулская, Кзыл-Ординская и Чимкентская области)
На восточной окраине южных областей республики возвышается горная система юго-западного Тянь-Шаня с хребтами Киргизского и отрогами Таласского Алатау и в самом северо-восточном углу — отроги Заилийского Алатау. На северо-западе в равнинную часть вклинился невысокий хребет Каратау.
В горах растительные пояса расположены в таком порядке: равнинно-предгорная степь с пашнями, садами и островками неудобных земель, покрытых разнотравьем, поднимается до 1 — 1,4 тыс. м; выше — среднегорная степь с кустарниками и небольшими рощами лиственного леса (абрикос, яблоня, грецкий орех, миндаль, клен Семенова); еще выше —2—2,5 тыс. м — высокогорный лугово-степной пояс с субальпийскими и альпийскими лугами. Венчают горы ледники.
Отступая от гор, увалисто-холмистая равнина постепенно пере-ходит в пустыню с сероземными и бурыми почвами, покрытыми зарослями прекрасных пустынных медоносов. По долинам рек, стекающих с гор, расположены оазисы поливного земледелия, в том числе и виноградники. В Джамбулской области течет река Чу, она берет начало в Киргизии, а теряется среди песков Муюнкумы. В юго-западном направлении через Чимкентскую и Кзыл-Ординскую области протекает Сырдарья. В широкой ее долине сосредоточено земледелие всей Кзыл-Ординской области. Тугайная растительность рек Чу и особенно Сырдарьи представляет собой хорошее медоносное угодье. В некоторых местах к тугайным зарослям подступают обросшие барханы песков.
Пчеловодство начало развиваться в горных районах и значительно позже — в равнинной части южных областей. В дальнейшем, когда стали практиковать кочевки пасек, пчеловодство стало преимущественно равнинным. Одним из пионеров кочевого пчеловодства на юге республики был Ф. В. Явров (Сайрамский район Чимкентской области). В 1947 г. он впервые вывез пасеку на неизвестные тогда заросли псоралеи костянковой и получил невиданный медосбор — по 76 кг в среднем на семью. После этого сотни пасек, большей частью любительских, начали вывозить на разные угодья.
В южных областях различают пять типов медоносных угодий.
Горные медоносные угодья. С ранней весны цветут гусиный лук, ивы, трубкоцвет завитковый, вишня красноплодная, позднее — эремурус загорелый, дикие луки, ферула, клен Семенова, боярышник, ясенец, пустырник туркестанский. В этот период (до конца июня) наблюдается взяток поддерживающий и прерывающийся. В июле медосбор бывает, как правило, умеренным. Его дают очиток гибридный, алтей голоцветный, герань, котовник венгерский, душица мелкоцветная, тимьян Маршаллиевский, зизифора бунговская, стахиопсис продолговатый и др.
На июльский горный взяток вывозят многие кочевые пасеки равнин, чтобы получить здесь хоть немного ароматного меда (меды южных равнин почти не имеют аромата) и запастись необходимой для развития пчел пыльцой. Высокогорная часть (выше 1,8 тыс. м) пчеловодством не используется.
Южные горные угодья при условии небольшого насыщения пчелами могут давать высокие и устойчивые сборы меда.
Из посевных медоносов на возвышенных участках, которые можно отнести к горной полосе, хорошо удается эспарцет закавказский. В Тюлькубасском районе с его посевов получают по 18—24 кг меда на семью.
Предгорные медоносные угодья весной обеспечивают пчел поддерживающим взятком с плодовых садов и древесно-кустарниковых насаждений. В мае продуктивный взяток в отдельные годы можно получить с зарослей эремуруса Регеля и ферулы боролдайской (и других ее видов). Большое значение имеет сорная растительность. Раньше всех зацветает сурепка дуговидная, затем тургеневия широколистная, тысячеголов посевной, алтей Литвинова, льнянка Попова, василек растопыренный, чернокорень критский, вьюнок шерстистый. Из посевных культур медоносны огурцы, тыква, семенники лука репчатого и шабдар, но главное — люцерна, и семенная и фуражная, поскольку ее часто опаздывают скашивать. Медосбор с разных укосов люцерны может продолжаться до середины июля.
Оазисные медоносные угодья — это участки орошаемого земледелия в пустынной зоне. В медосборе по-прежнему господствует люцерна, в Чимкентской области — посевы хлопчатника; среди сорной растительности много ежовника безлистного, верблюжьей колючки и др. По залежным засоленным землям (бывшие рисовые поля в Кзыл-Ординской области) масса той же верблюжьей колючки, карелинии каспийской, астры солончаковой и др. Засоленные залежи дают поздний взяток, и его используют пчелы небольших любительских пасек.
В оазисном районе много пчелиных врагов — щурка золотистая, шершень восточный, ктыри.
Псоралейное медоносное угодье расположено в южной предка-ратавской равнине Чимкентской области. В пустынной зоне раскинулись обширнейшие заросли прекрасного медоноса псоралеи костян-ковой и сопутствующих ей видов — алтея сетчатоплодного и Литвинова, каперца колючего.
Встречаются заросли верблюжьей колючки. Кажется невероятным выделение нектара при сорокаградусной жаре и крайней сухости воздуха (относительная влажность 15—20%), но растения пустыни обладают изумительными приспособительными свойствами и поэтому вполне нормально себя чувствуют при температуре и сухости воздуха, при которых северные растения засыхают на корню. Здесь много эфемеров и эфемероидов — однолетних и многолетних растений с очень коротким весенним циклом развития. К ним относятся раноцветущие и дающие хороший поддерживающий взяток гусиный лук и федченкия туркестанская.
Предкаратавское псоралейное угодье используется только небольшими кочевыми пасеками, главным образом в мае — июне.
В условиях пустыни, в безводных местах, пчеловоду следует особое внимание обратить на поение пчел. В поисках воды они расходуют много энергии, что отвлекает их от медосбора (довольно густой нектар не обеспечивает пчел водой). При отсутствии воды прекращается выкормка расплода и ухудшается работоспособность пчел. Каждой семье необходимо в день 0,3—0,5 л воды. Испытывая острую потребность в воде, пчелы в период крайней сухости воздуха приобретают совершенно новое для них биологическое свойство — запасать воду впрок: они заливают ею многие ячейки сотов, что обеспечивает режим влажности гнезда, необходимой для расплода.
В пустынных условиях пчел ставят на открытом, хорошо продуваемом месте, расширяют летки, стенки ульев и крышу красят в светлые тона или белят известью, а под крышу кладут толстый соломенный мат — все эти меры предупреждают перегрев гнезда и обрыв сотов.
Тугайные медоносные угодья поймы реки Сырдарьи дают пчелам взяток с апреля по октябрь. Наносные почвенные отложения и избыточное увлажнение почвы, высокие температуры и связанное с этим сильное испарение создают условия для произрастания богатой влаголюбивой растительности. Тугайные кустарниковые заросли, перевитые лианами ломоноса восточного, становятся непроходимыми для человека.
Наиболее ранний слабый и неустойчивый взяток пчелы получают с ивы и лоха остроплодного. Но главная надежда пчеловодов — огромные заросли
чингила серебристого, снабжающего пчел коротким, но сильным медосбором. После чингила в июне на некоторых участках поймы следует перерыв во взятке, который в пределах Чимкентской области можно успешно заполнить кочевкой на заросли псоралеи. По окончании цветения чингила на барханах взяток дают песчаная акация, эремурус индерский, а немного позже — верблюжья колючка. В июне медоносят солодка голая, брунец лисохвостный, гребенщик многоцветковый, затем цинанхум сибирский, ломонос восточный, горец земноводный, а в июле — августе — кермек Гмелина, верблюжья колючка, карелиния каспийская, бодяки, астратриюлиум, повилика и др.
В летний период продуктивный взяток часто прерывается.
Медопродуктивность тугайных угодий зависит от ширины пойменной полосы и видового состава растений. Для них характерно мозаичное размещение типов растительных сообществ, поэтому эти угодья рациональнее использовать путем кочевок или сильного разукрупнения точков.
В Джамбулской области медоносное угодье поймы реки Чу невелико, поскольку сама пойма узкая, но в низовьях (ниже села Фурмановки) река образует огромные разливы — Фурмановский, Уланбельский и Камкалинский со значительными зарослями чингила, солодки голой, кермека Гмелина, цинанхума сибирского, дербенника и волистного и другой растительности, дающей продолжительный в шток в мае — июне. Из-за отдаленности угодье используется пчеловодами-любителями.