Тема: Грибы Казахстана :: БАО

Прислано muhomor67 22-01-2011 21:11
#39

Случайно наткнулся на статью в интернете, судя по всему, еще летняя

В Большом Алматинском ущелье, которое ведет к одноименному озеру, был установлен шлагбаум и выставлен пост

Альпийская проза Небольшое, но труднопреодолимое препятствие на в один вмиг ставшей очень популярной дороге в предгорьях Алматы наделало много шума на этой неделе в самых разных кругах. Все началось неделю назад. В Большом Алматинском ущелье, которое ведет к одноименному озеру, был установлен шлагбаум и выставлен пост. Причем второй на этой трассе - в дополнение к старому экологическому посту, расположенному сразу за селезащитной плотиной. Никакие уговоры на строгих стражей новоявленного кордона не действовали. Даже привычную на наших охраняемых “калитках” мзду те решительно отвергали, ссылались на некую суровую бумагу и приводили в качестве аргумента угрозу собственного увольнения в случае пренебрежения оной. Новый пост расположен на мосту у ГЭС. Как раз здесь заканчивается новая асфальтированная дорога, в рекордные сроки построенная этим летом. Далее поднимается также новейший, ровный, пока не одетый в асфальт серпантин - до самого озера. Но дальше поста отныне пропускают только по специальным, согласованным с дирекцией ГНПП “Иле-Алатауский государственный национальный природный парк” спискам. Выше бывшего “ Коммунальника ”, или первого каскада ГЭС, то есть за шлагбаум, могут проехать только сотрудники расположенных высоко в горах служб мониторинга окружающей среды, селевики, спасатели, метеорологи, персонал и постояльцы отеля “Альпийская роза”. На популярных казахстанских форумах активно обсуждаются причины такого неожиданного поворота, выдвигаются разнообразные версии. Самой популярной, что неудивительно, на фоне повсеместных “прихватизаций” и захватов живописных природных уголков оказалась версия, что окрестности озера отходят в руки неназванного олигарха под крылом высокопоставленного чиновника из Астаны. А сама дорога якобы ведет теперь к будущей элитной фазенде, под перспективу строительства которой, собственно, новую дорогу и проложили. В потоке обсуждений, среди которых упоминался и особый пограничный режим, также можно было разобрать робкие голоса оптимистов, которые выражали надежду на то, что проезд закрыт лишь на время: дескать в разы возросший с новой дорогой автомобильный трафик мешает строителям обустроить трассу вверху. В стремлении докопаться до истины мы отправились к упомянутому шлагбауму и попытались получить информацию из первых рук. Двое охранников не пускают никого, не делают исключения и для журналистских “корок”: мол, вверх уехал один из представителей руководства природного парка, скоро вернется, все подробно объяснит. Пока же нас знакомят с официальной бумагой, которая объясняет запрет на посещение этого участка парка высокой пожарной опасностью. При нас стражи шлагбаума не делают исключения ни для кого. Не пропускают даже работника Министерства экологии, который в будни едет на своем личном автомобиле, чтобы, по его словам, проверить состояние экопоста вверху. Позже мы беседуем с Кайратом Бекбосыновым, заместителем директора Медеуского филиала Иле-Алатауского ГНПП, который сопровождает в горы съемочную группу телеканала. Снимают сюжет о состоянии горных склонов - именно на предмет пожароопасности. Пользуясь случаем, господин Бекбосынов просит и нас напомнить читателям, что особенно в этот период при посещении природных мест нужно быть очень осторожными с огнем, разводить костры только на оборудованных площадках, не бросать горящих окурков и спичек. Даже брошенная стеклянная бутылка может сработать как линза, сфокусировать солнечные лучи и разогреть траву, листья, бумагу до температуры воспламенения! Со слов начальника становится известно, что полного запрета на посещение озера нет. Разрешено пропускать пеших туристов, строго предупредив их о соблюдении мер пожарной безопасности и снабдив их соответствующим информационным материалом. По словам Бекбосынова, сегодня инспекторы природоохраны работают в усиленном режиме и со специальных точек пассивно наблюдают за самостоятельным передвижением пеших туристов, “передавая” их по дистанции. В парке также пытаются наладить организованные походы к озеру в сопровождении собственного гида и поездки на полноприводном автобусе. Это своего рода “репетиция” перед ожидаемым наплывом туристов во время зимних Азиатских игр. Позже мы беседуем с генеральным директором Иле-Алатауского ГНПП Марленом Айнабековым. Он более конкретен в своем возмущении по поводу того режима посещения Большого Алматинского озера, который сложился в последнее время: - В прошлое воскресенье я по службе объезжал посты, поднялся на Большое Алматинское озеро. Мы насчитали двести машин и бросили подсчет! Машинами были буквально утыканы дорога, подъезды к озеру, поляны. Каждая машина или компания - это еще и мангал или костровище! Еще не подсчитали всех поврежденных деревьев, очагов термического и механического разрушения растительного слоя. Вокруг озера сложилась недопустимая обстановка. Посетители используют озеро как зону для пикников, развлечений, многие в нетрезвом виде, оставляют после себя залежи мусора. На замечания реагируют агрессивно, грубят сотрудникам, ругаются. Я принял решение временно закрыть ущелье и ограничить спонтанные посещения. Это вынужденная мера: риск потерять уникальное природное богатство в окрестностях Алматы очень велик. Мы вывезли из окрестностей озера четыре КамАЗа мусора! Во-первых, следует вспомнить, что БАО - объект стратегического значения. Это один из источников питьевой воды Алматы, - продолжает излагать свою позицию Марлен Айнабеков. - Во-вторых, в его сегодняшнем состоянии мы вынуждены перевести его в категорию зоны экологической стабилизации, в которые допускается лишь организованное посещение. Кроме того, в августе-сентябре - самый высокий балл пожароопасности. (В среду вечером поступили сообщения, что в Казахстане и соседнем Алтайском крае России горит ленточный бор, пожар двигается в северном направлении. Согласован вопрос о залетах российской пожарной авиации на территорию Казахстана для тушения лесных пожаров.) Личное наблюдение Известно, что восемь из десяти алматинцев никогданебыли на БАО - Большом Алматинском озере. Туда обычно поднимались либо самые неленивые, либо приезжие. Такова особенность любой “аборигенской” общности: в Петергофе или Третьяковке мало шансов встретить местного жителя. Все как-то недосуг. Да и доступность шедевра позволяет откладывать и откладывать первое знакомство. Алматинцы не исключение. Леность ли, иные ли причины, но факт: массово южностоличные жители в буквальном смысле “ломанулись” к озеру только в этом году. Таких толп жаждущих оставить свой след в окрестностях живописного высокогорного водоема Большое Алматинское ущелье до сей поры еще не видело. Раньше озеро и окрестности можно было посетить либо пешком, либо на колесах. Но во втором случае дорога была опасна и труднопреодолима. Посему на поездку в машине решались далеко не многие. Правда, в последние годы машин повышенной проходимости значительно прибавилось. По выходным в окрестностях озера можно было обнаружить десятки внедорожников. В этом году по ущелью - до самой ГЭС - проложили чуть ли не хайвэй. Да и серпантин, что некогда отпугивал автомобилистов, теперь разровняли, укатали, срезали крутые повороты, проложили мосты. Теперь взлететь до БАО можно на любой “пузотерке” - низко сидящем седане или лимузине. Полчаса прогулочной трассы... и каждый может записывать себе в достижение чуть ли не покорение горной вершины. Такое впечатление, что в горы и, в частности, к озеру в этом году ринулись все. Причем если раньше поход на БАО пусть и романтично, но с достоинством именовался не иначе, как “свидание с озером” - сюда приходили дышать тишиной, думать, вдохновляться, мечтать, наблюдать, питаться чистотой и свободой от городской сутолоки, то сегодня это можно сравнить с приступом метеоризма во время поцелуя. Всего за одно недлинное лето храм природы и чистоты низвели до уровня станционного буфета. Теперь сюда приезжают, чтобы, извиняюсь за выражение, пожрать и нагадить. Теперь это место для пикника. Вышло так, что новая дорога к озеру оказалась для него не просто не нужной, но даже на какое-то время опасной. Сыграл, как часто происходит, непродуманный подход, а стремление к освоению средств. О последствиях стали думать лишь тогда, когда они наступили. Справка “НП” Существуют четыре категории функциональных природных зон: * заповедная (запрещено любое пребывание людей, кроме сотрудников природоохраны); * зона экологической стабилизации (посещение ограничено, бесконтрольный проезд исключается); * зона рекреационной туристической деятельности; * зона регулируемой хозяйственной деятельности. Константин Маскаев