Чу-Илийские горы простираются с юго-востока на северо-запад на 220 км до западного окончания озера Балхаш, их наибольшая высота — 1294 м. Примыкают на юге к хребту Киндыктас - северо-западному отрогу Заилийского Алатау.
Сложены гранитами, сланцами, известняками.
Чу-Илийские горы сложены гранитами, сланцами, известняками
Как и Уральский хребет, горы древние, сильно разрушенные ветровой и водной эрозией, поэтому имеют плоские вершины, пологие склоны. Узкими каньонами рек Курты и Или на юго-восточном окончании гор обособляется плато Карой. Чу-Илийские горы из-за невыского поднятия имеют слабо развитую высотную поясность, поэтому преобладающий ландшафт — пустынная степь и пустынно-степной растительный и животный мир.
Весной ярко цветут тюльпаны и ирисы, маки.
Тюльпан Грейга - один из красивийших тюльпанов Казахстана
Склоны гор используются для выпаса скота (в основном овец и коз).
Несколько тысячелетий назад климат здесь был более влажный и мягкий – с полноводными реками, рощами по берегам рек и богатыми пастбищами. В горах обитали многочисленные стада крупных животных – диких быков, диких козлов, архаров, куланов, диких верблюдов, оленей. Наскальные изображения часто изображают этих животных. Кроме того, здесь встречены изображения хищников, вероятно гепардов и льва. На наскальных рисунках Чу-Илийских гор, чей сюжетный набор весьма разнообразен, изображены также люди и сцены из их жизни – приручение диких животных, религиозные обряды, охота, семья, сцены из хозяйственной жизни. Стиль рисунков менялся из тысячелетия в тысячелетие по мере ухода одних народов и прихода других.
Люди населяли Восточные Чу-Или с начала второго тысячелетия до нашей эры. Об этом свидетельствуют архаические наскальные изображения этого времени – древнейшие в Казахстане. Во втором тысячелетии до нашей эры (бронзовый век) – горы заселили ираноязычные арийские племена. В конце второго тысячелетия до н. э. (конец бронзового века) здесь появляются и оседают на тысячу лет родственные ариям саки. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. в Семиречье (Жетысу) мигрировали усуни – прямые предки жетысуских казахов расселившиеся и в Чу-Или. Кроме наскальных изображений, в Чу-Илийских горах многочисленны захоронения всех проживавших здесь народов, руины их жилищ, загонов для скота, остатки мелиоративных сооружений, туры на вершинах и знаки-оба на перевалах.
Крупнейшими археологическими центрами этого района являются урочища Тамгалы, Каракыр и гряда Колжабасы.
Засушливое и каменистое ущелье Тамгалы располагается в горном массиве Анрахай ("расщелина в горах") , что лежит в 170 км к северо-западу от Алма-Аты, в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор. Комплекс археологических памятников урочища Тамгалы, обнаруженный только в 1957 г., включает не только петроглифы, принесшие этому месту наибольшую известность, но и древние поселения, могильники, каменоломни и культовые сооружения, датированные самым разным временем. Эти памятники в сумме отражают очень длительный период времени: от XIV-XIII вв. до н.э. и вплоть до рубежа XIX-XX вв. н.э., т.е. примерно от границы среднего и позднего бронзового века до самого недавнего прошлого.
Создатели наскальных росписей умело использовали феномен так называемого "пустынного загара": рисунки были выбиты твердыми камнями (скорее всего, кварцем), а позже и металлическими орудиями, на порфиритах. Порфирит – это очень прочная горная порода, которая при выветривании образует большие и ровные плоскости. Эти плоскости, покрытые "пустынным загаром" (т.е. темно-коричневой защитной коркой, состоящей изокислов железа и марганца) и были использованы древними художниками для своего творчества.
Большинство петроглифов (наскальных гравюр) концентрируется в нижней части главного ущелья - около 2 тыс. Всего же в районе Тамгалы, с учетом близрасположенных урочищ, - примерно 5 тыс. рисунков. Причем основная масса наскальных изображений (да и самая интересная с научной точки зрения) относится к поздней бронзе, т.е. ко второй половине 2-го тысячелетия до н.э. Часть рисунков относится к железному веку и более поздним временам. Размеры некоторых изображений достигают 1 м. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооруженные палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряженной быками. Весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца, особо почитаемого у древних племен. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) – обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся.
Вокруг ущелья-святилища некогда жили люди. Об этом свидетельствуют найденные здесь древние поселения. То есть весь комплекс делился на культовую зону и жилую, которые были изолированы друг от друга нейтральным пространством. Расселяясь вокруг святилища, люди выбирали наиболее удобные площадки в небольших межгорных долинах, где поблизости были родники, а вершины холмов защищали от зимних ветров. Неуютные горные условия сильно ограничивали выбор, поэтому многие участки, освоенные людьми однажды, продолжали использоваться и последующими поколениями. Постепенно старые постройки превращались в руины и покрывались землей, а на их месте возникали новые. Так, одно из самых древних поселений, которое было основано еще в XII–XI вв. до н.э., оказалось погребено трехметровым слоем земли, накопившимся в результате почти непрерывного обитания здесь человека вплоть до концa XIX в.
В окрестностях святилища найдены и многочисленные древние захоронения. Особый интерес представляют цисты — погребальные каменные «ящики»,которые сооружались из цельных плит сланца, куда укладывались не только усопшие, но и разная утварь и предметы, чаще всего сосуды. Цисты датируются преимущественно концом бронзового века. Более поздние захоронения, относящиеся к железному веку (и далее), представляют собой курганы, сложенные землей и камнями.
Современный охранный статус этой уникальной художественной галереи под открытым небом – Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей "Тамгалы" (учрежден в 2003 г., площадь 3,8 тыс.га).
Несмотря на слабую заселённость, через Чу-Илийские горы проходит Автострада М 39, одна из самых оживлённых магистралей Средней Азии (Алма-Ата - Бишкек - Чимкент - Ташкент).
У многих алмаатинцев название Чу-Илийские горы ассоциируется с названием "Чуйская долина"
Чуйская долина — часть долины реки Чу в её среднем течении, от Боомского ущелья до восточной окраины песков Муюнкум, ограниченная Чу-Илийскими горами и Киргизским Ала-Тоо.
Восточная часть (до реки Аспара) — в пределах Киргизии (Чуйская область), остальная — на территории Казахстана (Жамбылская область). Длина около 250 км, ширина от 10-15 км на юго-востоке и до 100 км на северо-западе. Высота над уровнем моря 500—1300 м. В геологическом отношении — синклинальный прогиб, выполненный мезо-кайнозойскими рыхлыми и слабоцементированными отложениями, которые сверху прикрыты глинистыми, песчано-галечниковыми наносами реки Чу и её левых притоков.
Климат континентальный, с жарким сухим летом, умеренно холодной зимой. Осадков 250—500 мм в год, выпадают главным образом весной. Безморозный период 180 дней.
Основная водная артерия — река Чу. Богата и подземными водами.
Естественные ландшафты — пустыни, полупустыни и сухие степи на серозёмных и серо-бурых почвах — сильно преобразованы, на орошаемых землях — культурные ландшафты.
Изрезана сложной системой ирригационных каналов, созданы многочисленные пруды и водохранилища. Основой ирригационной системы Чуйской долины является Большой Чуйский канал.
Чуйская (Шуйская) долина — место массового произрастания дикой конопли с ярко выраженными психотропными свойствами. Занимает около 140 000 га, что позволяет ежегодно собирать до 5 000 т марихуаны, именующейся здесь анашой. Сбором занимаются местные жители, обычно под заказ от оптовых торговцев. В силу того, что законодательство Казахстана приравнивает коноплю к наркотикам, долину постоянно патрулирует конная милиция, специальные подразделения выкашивают и сжигают коноплю, а в последнее время делались попытки уничтожать её с помощью дефолиантов.
Чу-Илийские горы на фотографиях
Вставить-другие-фото
Чу-Илийские горы на Panoramio.com.