Грибы в законе или грибная юриспруденция.
Прислано ihor_stiazhkin декабря 02 2009 12:10:41
Грибы в законе или грибная юриспруденция.

Как всякая иная деятельность Homo sapiens на этой планете по ходу движения исторических процессов и такое элементарное действо как сбор грибов тоже обросло томами законов, нормативных актов и всяческих кодексов.  Для начала давайте  разберемся с вопросом, а где именно может быть НЕЛЬЗЯ? Для этого углубимся в юридические дебри… Дабы не грузить читателя подробным раскладом статей и подпунктов (всё ж не Нюрнбергский процесс), я попытался отсеять из массы юридической макулатуры места наиболее «близкие» горно-лесной братии грибников.

Согласно статье 92 ЛЕСНОГО КОДЕКСА сбор грибов ограничен во многих местах.


Статья 92. Ограничение лесопользования в отдельных категориях государственного лесного фонда
1. В категориях государственного лесного фонда "леса государственных природных заповедников, включая биосферные и заповедники-сепортеры", "государственных лесных памятниках природы", "участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты", "особо ценные лесные массивы", а также в зонах заповедного режима государственных национальных природных парков и государственных природных парков, зонах заповедного ядра государственных природных резерватов, на участках государственных заповедных зон, зарезервированных под создание государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков либо для сохранения особо ценных природных ресурсов, устанавливается заповедный режим ограничения лесопользования.
2. В категориях государственного лесного фонда "леса государственных национальных природных парков" и "леса государственных природных парков" в зонах рекреационного использования, подзон, административно-производственного назначения, обслуживания посетителей и туристов; в категории государственного лесного фонда "леса государственных природных резерватов" в зоне восстановления нарушенных ландшафтов; в категории государственного лесного фонда "леса государственных заповедных зон" в зоне заказного режима; в категориях государственного лесного фонда "орехопромысловые зоны", "лесоплодовые насаждения", "субальпийские леса", "государственные защитные лесные полосы", "противоэрозионные леса", "запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов" и "защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений", "защитные лесные полосы вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения" устанавливается заказной режим ограничения лесопользования.
3. В категориях государственного лесного фонда "леса государственных национальных природных парков" и "леса государственных природных парков" в зонах ограниченной хозяйственной деятельности; в категориях государственного лесного фонда "леса государственных заповедных зон" в зоне ограниченной хозяйственной деятельности устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности.

Насколько мне известно, в окрестностях Алма-Аты ВСЕ(!!!) леса относятся или к Алматинскому Государственному Природному Заповеднику или же к Иле-Алатаускому Государственному Национальному Парку. Соответственно ,без разрешающих документов, ГРИБЫ ТАМ СОБИРАТЬ ЗАПРЕЩЕНО. Читаем далее…

Статья 98. Условия осуществления побочных лесных пользований на участках государственного лесного фонда
Заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур на участках государственного лесного фонда должны осуществляться без причинения вреда лесу в порядке, определенном Правилами побочных лесных пользований в Республике Казахстан, утвержденными уполномоченным органом.

Ну, что же обратимся к этим самым ПРАВИЛАМ … мне показался особо интересным § 5

§ 5. Заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод,
орехов, грибов и других пищевых продуктов

33. На территории государственного лесного фонда производится заготовка плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов.
…….
35. Заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов должна производиться без рубки деревьев и кустарников строго в установленные сроки способами, не наносящими вред лесным плодовым, орехоносным, ягодным растениям и грибницам. Разрешенные способы заготовки дикорастущих видов указываются в лесном билете.
…..
36. На участках, предоставленных для заготовки дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, лесопользователи могут возводить временные строения - навесы, хранилища, сторожки, установки для переработки плодов, орехов, ягод и грибов, пищевых растений, сушилки, а также пользоваться существующими лесными дорогами. Размеры, вид и назначение строений, а также используемых установок указываются в лесном билете.
37. На окультуренных и плантационных насаждениях порядок побочного лесопользования определяется владельцем государственного лесного фонда.

Как выяснилось плату за въезд и вход снимают вполне оправданно на основании  закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года N 162-1
Об особо охраняемых природных территориях, где сказано что….


Глава 21. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Статья 73. Источники финансирования особо охраняемых природных территорий
Финансирование особо охраняемых природных территорий производится за счет:
бюджетных средств;
средств особо охраняемых природных территорий, являющихся юридическими лицами;
добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;
иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Статья 77. Платность использования особо охраняемых природных территорий
1. Использование особо охраняемых природных территорий юридическими и физическими лицами в научных, культурно-просветительных, учебных, туристических, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях осуществляется на платной основе.
Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты в бюджет платы за использование особо охраняемых природных территорий определяются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
2. Допускается в установленном порядке и на платной основе предоставление юридическим и физическим лицам зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для осуществления научной, культурно-просветительной, учебной, туристической и рекреационной деятельности.

Статья 78. Средства особо охраняемых природных территорий
1. Особо охраняемые природные территории, являющиеся юридическими лицами, могут иметь средства, которые формируются за счет:
средств от оказания платных услуг физическим и юридическим лицам при осуществлении научной, культурно-просветительской, учебной, туристской и рекреационной деятельности, в том числе путем участия в конкурсах по государственным закупкам;
….
Значит, экопосты законны.(!)

А вот интересно насколько законны частные экопосты? Например, шлагбаум по дороге в Асы, за Батаном, на котором по субботам воскресеньям предприимчивые товарищи из Тургеня, ряженные в камуляжку рубят "капусту", и причем неплохую. По разным слухам, берут от 500 до 2000 тенге с машины. Сам я с ними не сталкивался ни разу, (Бог миловал!) Не имею привычки ездить в Асы на выходные дни.
Правда я встретил вот такую табличку несколько повыше, почти перед самой обсерваторией

Но стоит она в 10 км от места их дислокации.
Здесь нет  ни слова об ответственности именно за сбор грибов!
Однако деньги за грибы собирают(!) И собирают по-разному. У нас ведь как , чем больше прав дадут, тем больше права качать будут.

С точки зрения закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях" на законных основаниях:


Статья 27-2. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов
1. Работники государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, являющиеся государственными инспекторами по охране этих особо охраняемых природных территорий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право:
проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;
проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях охранных зон, прилегающих к территориям государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов;
задерживать на территориях государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, к административной ответственности;
изымать у нарушителей законодательства Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
производить на территориях государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и их охранных зон досмотр транспортных средств;
беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и их охранных зон;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, их охранных зон в результате нарушений установленного режима их охраны;
в случаях, предусмотренных законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.

Но, под каким бы углом  не рассматривать все эти законы, в пунктах об ответственности, нигде и ни разу не упоминается слово "грибы". Если за незаконную охоту, или рыболовство, или браконьерство есть определенные стать, даже уголовные, но ГРИБЫ ни в коей мере под них не попадают!

Правда попадают они под такой интересный документ, который называется Правила посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами.(Утверждены приказом Председателя Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 февраля 2007 года № 44)


2. Посещение природоохранного учреждения физическими лицами
5. Для физических лиц (далее - посетители) при посещении территории природоохранного учреждения в зависимости от вида особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) и установленного правового режима охраны, допускаются следующие действия:
1) передвижение на механизированном и гужевом транспорте по дорогам общего пользования и специальным дорогам экскурсионных маршрутов, стоянка в специально оборудованных местах, кроме участков с заповедным режимом охраны;
...
5) любительский сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных трав, сенокошение, заготовка дров и другие виды традиционного природопользования в специально отведённых для этого местах, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, кроме участков с заповедным режимом охраны;

Любительский сбор! Интересно, а под не любительским сбором подразумевается что? Массовая заготовка? А если взять простую арифметику и посчитать, что
10 "любителей" = 1 "заготовитель". Читаем далее..

2. Посещение природоохранного учреждения физическими лицами
6. На территории природоохранного учреждения в зависимости от вида ООПТ и установленного правового режима охраны, не допускается:
...
15) сбор дикорастущих плодов, грибов и ягод ВНЕ СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ ДЛЯ ЭТОГО МЕСТ;

Вот тут уже стало совсем интересно! А кто должен отводить эти места? Или они должны быть отгорожены колючей проволокой? Я чуть не помер со смеху, представив, как лесники по утрам встречают каждый добрую сотню грибников и показывают им СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫЕ МЕСТА!
Но все-таки, в конце концов, я НАШЕЛ упоминание о грибах!
Только вот дело в том, что
Правила посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами являются внутриведомственным приказом и не имеют силы закона!

Подведем итоги. Грибы в горах собирать нельзя. А вот теперь исключительно Ваше право, или брать лесной билет, или собирать грибы по-старинке... Ведь ответственности за сбор грибов нет! Чтобы не говорили Вам  о штрафах, таковых не существует. Изымать грибы "уполномоченные на то лица" право имеют. Только не забудьте напомнить им о понятых и протоколе, Административный Кодекс еще никто не отменял. А вот насчет денег - шлите куда по-дальше...

При использовании материалов данной статьи ссылка на fungi.su обязательна